slide
  • Доклад руководителя управления росохранкультуры по центральному федеральному округу с.в. ждановой

    При проведении плановой выездной Проверки соответствия градостроительной деятельности на территориях зон охраны установленным режимам содержания и градостроительным регламентам в городе Ростове Великом Ярославской области:

    Осмотрены 8 участков хозяйственного освоения, расположенных в границах территории объекта культурного наследия Культурный слой города Ростова, 11 – 17 вв..

    В ходе проверки установлено:

    - Нормы Генерального плана городского поселения Ростов 2005 г. и Правил землепользования и застройки городского поселения Ростов, принятых Решениями муниципального совета городского поселения Ростов от 10.07.2008 № 151 и № 152, разработаны без учета требований действующего законодательства об охране культурного наследия, не учитывают Раздел Зоны охраны памятников истории и культуры Генерального плана г. Ростов 1979 г. На Карту-схему градостроительного зонирования городского поселения Ростов, в которой даны рекомендации по возможному строительству и хозяйственному использованию и являющуюся основной схемой при применении правил землепользования и застройки, не нанесены границы территорий объектов культурного наследия, чем нарушены требования пункта 5 статьи 30 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

    Необходима незамедлительная корректировка схемы территориального планирования и правил землепользования и застройки после разработки (либо актуализации) проекта зон охраны городского поселения Ростов.

    Рассмотрены и проанализированы представленные администрацией городского поселения Ростов исходно-разрешительная документация на объекты осуществляемого либо завершенного строительства, осмотрены 8 участков хозяйственного освоения в историческом центре города. Из 8 объектов нового строительства на участках, находящихся в границах территории объекта культурного наследия федерального значения Культурный слой города Ростова, 11 – 17 в.в, строительство двух объектов начато без получения Разрешения на строительство. На территории пяти земельных участков проведены предусмотренные законодательством спасательные археологические исследования, предваряющие строительство. По трем земельным участкам хозяйственного освоения документы о предварительных археологических исследованиях отсутствуют, что позволяет сделать вывод о нарушении застройщиками требований действующего законодательства об охране памятников. В нарушение требований действующего законодательства имеющаяся проектная документация на строительство на участках хозяйственного освоения, расположенных в границах территории объекта культурного наследия федерального значения Культурный слой города Ростова, 11 – 17 вв. не согласована органами охраны памятников.

    Вместе с тем, комиссия отметила улучшение ситуации  с проведением предусмотренных законодательством предварительных спасательных археологических исследований при строительстве в границах территории объекта культурного наследия Культурный слой города Ростова, 11 – 17 в.в. Из 8 осмотренных участков материалов по проведенным археологическим работам не представлено по 3 участкам хозяйственного освоения. Во всех Градостроительных планах земельных участков в пункте 4 указывается объект культурного наследия Культурный слой. ( этого Управление, называвшееся в разные годы по-разному, добивалось почти шесть лет).

    Администрации городского поселения Ростов направлены письма с требованиями принять незамедлительные меры к корректировке Генерального плана городского поселения Ростов и Правил землепользования и застройки городского поселения Ростов в части приведения их в соответствие с требованиями законодательства в области охраны объектов культурного наследия с последующим их согласованием в установленном порядке. А так же - в рамках имеющихся полномочий - принять меры к приостановке ведущихся без разрешительной документации строительных работ.

    Вчера мы направили соответствующее Предписание и в адрес Ярославского госоргана.

    Причинами нарушений законодательства в сфере охраны культурного наследия при осуществлении градостроительной деятельности в исторических городах являются:

    - несовершенство законодательства как в области охраны объектов культурного наследия, так и в области градостроительной деятельности;

    - отсутствие возможности принятия реальных мер по приостановлению строительства органами местного самоуправления  в связи с действием Федерального закона от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», позволяющим регистрацию объектов самовольного строительства. В г. Осташкове уже есть такие прецеденты.  (Пакальная мыза, 1,);

    - отсутствие контроля со стороны органов охраны объектов культурного наследия в рамках имеющихся полномочий.

    Незаконное строительство  и хозяйственная деятельность в охранных зонах объектов культурного наследия, отсутствие соответствующих разрешений на строительные работы и согласований проектов приобретает массовый характер (в Угличе,   усадьбах Архангельское, Абрамцево, Середниково, это только небольшая часть, связанная с конкретными судебными историями…)

    Многочисленны случаи сноса исторических домов и новое строительство на территории охранной зоны особо ценного объекта культурного наследия «Музей-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

    По Ясной поляне за последние полтора года к административной ответственности привлечено семь субъектов незаконного строительства.

    Действия Скляровой И.Е. по сносу строения и строительству фундамента напротив Дома Волконского Щекинским районным судом  признаны незаконными по иску Тульской природоохранной прокуратуры, где ещё Россвязьохранкультура участвовала в качестве третьего лица.

    Действия Рогульской И.В. по строительству пристройки к дому-федеральному памятнику - признаны незаконными, а постройка – самовольной. Иск был подан ещё в 2002(!) году Министерством Культуры РФ. Впоследствии истец был заменён на Росохранкультуру. Наше Управление выступало третьим лицом. Дело разрешилось только весной 2009.  С тех пор Исполнительные листы у судебных приставов, однако, у них нет реальных денег на снос самой постройки и вывоз строительного мусора! Сам памятник оказался непонятным путем в частных руках, хотя при постановке на государственную охрану в 1974 году был государственным имуществом. А ведь в этом доме в последний год своей жизни Л.Н.Толстой открыл библиотеку для крестьян, что символично.

    Осенью 2009 года заключено мировое соглашение по иску Управления к застройщику Маликову М.В., который в охранной зоне купил полдома, благополучно его снес и начал во дворе строить коттедж. Естественно, что он был привлечен к административной ответственности, был подан иск  в суд. Разбирательство закончилось мировым соглашением, по которому застройщик обязался согласовать проект своего коттеджа и восстановить старый дом, что в настоящее время он и сделал.

    Кроме указанных фактов к административной ответственности в виде штрафа привлечены еще три человека (Ерохина Л.А., Макарова И.Е., Макарова М.И.) И вчера опять поступило новое сообщение о факте самовольного строительства.

    Управлением налажено взаимодействие с Щекинским отделом Управления Росрегистрации по Тульской области. Летом прошлого года было проведено рабочее совещание с сотрудниками отдела, результаты которого не заставили себя долго ждать. Прекратились факты государственной регистрации незаконных строений на территории охранной зоны музея-усадьбы Л.Толстого и появляются регулярные письменные обращения о фактах нарушения законодательства на территории охранной зоны.

    Однако на территории охранной зоны музея-усадьбы также осуществляются и несанкционированные никем захоронения. Депутаты местного МО против этого, но сделать ничего не могут. Областная и районная прокуратуры – бездействуют. Районная власть также.

    Тем не менее, налаженные тесные межведомственные связи территориальных органов исполнительной власти дают положительные результаты в области профилактики правонарушений. К сожалению, во всех этих историях не всегда заметны действия госоргана, принявшего переданные полномочия.

    Комитетом Рязанской области не были предприняты меры по предотвращению нарушений законодательства в области охраны  объектов культурного наследия при проектировании и строительстве в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля» в г. Рязани.

    В период подготовки проверки переданных полномочий в адрес Управления поступило обращение председателя Президиума совета Рязанского регионального отделения ВООПИиК В.И. Чернышовой о нарушении законодательства в области охраны объектов культурного наследия при согласовании места размещения объекта индивидуального жилищного строительства в охранной зоне Рязанского Кремля.

    Проверка подтвердила факты, изложенные в обращении. Обнаружено проведение строительных работ по возведению жилого дома. Откопан котлован площадью 97 кв.м., возведен сборный фундамент из железобетонных блоков, завершен монтаж нулевого цикла большеразмерными бетонными плитами. Согласно утвержденному Проекту зон охраны земельный участок находится в пределах охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Кремля», режимами которой запрещается производство каких-либо работ без разрешения специально уполномоченных государственных органов охраны памятников.

    2 июня 2010 года по факту строительства в охранной зоне государственными инспекторами Управления составлен акт осмотра, с которым ознакомлен застройщик. Комитету по культуре и туризму Рязанской области направлено предписание об устранении нарушений законодательства.

    30.04.2013.


    banner