slide
  • 20 октября 2010 года таганский районный суд города москвы постановил отказать в исковых требованиях д.л.ошмана и с.а.логинова к росохранкультуре.

    26.10.2010 20:00

    В своем заявлении истец ссылался на положение п. 6 инструкции Министерства финансов СССР от 19.12.1984 г. № 185 О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, имущества, по праву наследованию к государству, и кладов в котором говориться что лица, обнаружившие и добровольно сдавшие клад имеют право на получение вознаграждения.

    Представитель Росохранкультуры - главный специалист-эксперт территориального Управления Росохранкультуры по Центральному федеральному округу Полонянкин А.Ю. - участвовал в процессе с позицией об отказе истцу в заявленных требованиях на том основании, что в материалах дела имеется ряд документов подтверждающих недобровольность сдачи клада, а именно изъятие монет сотрудниками милиции при проведении личного досмотра истцов на железнодорожном вокзале г. Курска.

    Выражена позиция, что в настоящее время Росохранкультура не является собственником или пользователем указанных культурных ценностей, и не представляет интересов государства в части использования государственной части Музейного фонда Российской Федерации, являясь надзорным органом исполнительной власти РФ, и, соответственно, не может быть ответчиком по данному исковому заявлению.

    Учитывая возражения ответчика, Судом отклонены ряд ходатайств стороны истца о привлечении соответчиком Минфина РФ и Налоговой службы РФ, а так же ходатайство о проведении повторной экспертизы комплекса монет. В Таганском районном суде г. Москвы по данному делу прошло несколько судебных заседаний. На последнем заседании, состоявшимся 20 октября 2010 г. суд в заявленных исковых требованиях отказал.

    Указанный процесс широко освещен в центральной и местной прессе. Представитель по окончанию процесса дал ряд комментариев по состоявшемуся суду и по вынесенному решению.

    Клад был обнаружен рабочими при выполнении реставрационных работ в стенах Рыльского Свято-Никольского монастыря (Курская обл.). Благодаря активным усилиям и взаимодействию центрального аппарата Росохранкультуры, Управления Росохранкультуры по Центральному федеральному округу и Московской межрегиональной транспортной прокуратуры клад удалось обратить в доход государства и передать на хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

    10 июня в рамках пресс-конференции руководителя Росохранкультуры А.В. Кибовского, посвященной передаче учреждениям культуры предметов культурного наследия, переданных в дар государству, а также возвращенных усилиями Росохранкультуры при содействии правоохранительных органов,  ГУК «Курский областной краеведческий музей» Е.Л. Алферовой принял клад монет (1788 «проволочных» монет-чешуек российской чеканки XVII–начала XVIII вв. и 23 монеты – рубли и полтины – регулярного чекана 1721–1736 гг.).

    объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой;

    постановление Правительства от 31 декабря 2009 г. № 1182                        Об утверждении Правил предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения;

    постановление Правительства от 31 декабря 2009 г. № 1183                         Об утверждении методики распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

    В развитие закрепленных за Росохранкультурой полномочий также были разработаны, утверждены и зарегистрированы в Минюсте России:

    Требования к содержанию и формам отчетности, а также к порядку представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (утверждены приказом Росохранкультуры от 10 сентября 2009 г. № 170; зарегистрированы в Минюсте России 25 декабря 2009 г. за № 15841);

    Порядок предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отчета о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения (утвержден приказом Росохранкультуры от 23 декабря 2009 г. № 241; зарегистрирован в Минюсте России 20 января 2010 г. за № 16014).

    Таки м образом, необходимые правовые и финансовые условия для реализации в 2010 году региональными властями делегированных им федеральных полномочий созданы.

    В настоящее время в ЦФО - 18 органов исполнительной власти, специально уполномоченных в сфере охраны объектов культурного наследия. В этой связи представляется особо важным отметить следующие регионы, в которых созданы самостоятельные органы охраны объектов культурного наследия, уполномоченные только в области охраны объектов культурного наследия: Брянская, Владимирская, Костромская, Тверская области и Москва.

    В остальных субъектах РФ исполнение переданных полномочий возложено на  отделы, образованные в структуре органов исполнительной власти (Министерства, Управления, Комитеты и Департаменты культуры).

    На исполнение полномочий в 2010 году из федерального бюджета выделено субвенций                 (в тыс. руб.):

    Белгородская область                         461,6

    Брянская область              923,2

    Владимирская область              5 077,4

    Воронежская область                          1 846,4

    Ивановская область                   3 231,1

    Калужская область           6 000,6

    Костромская область                          6 462,2

    Курская область                1 846,4

    Липецкая область              1 384,7

    Московская область                            19 386,6

    Орловская область            923,2

    Рязанская область             3 692,7

    Смоленская область                            4 615,9

    Тамбовская область                   461,6

    Тверская область               12 924,4

    Тульская область              4 154,3

    Ярославская область                           6 923,8

    Москва                                30 926,5

    Доля памятников федерального значения от количества всех памятников Российской Федерации - 25% приходится на Центральный федеральный округ,         на территориях которого расположено 6905 памятников архитектуры федерального значения и  12 353 объекта археологического наследия.

    Для сведения: в управлении 45 ед. по штатному расписанию, реально работает 34 человека. В двух отделах, занимающихся вопросами контроля (в сфере ОКН и исполнения полномочий), по штатному расписанию 22 ед., фактически работает 14 специалистов, из них 6- на территориях (Тула, Тверь, Ярославль). При этом квалифицированно инспекционную и экспертную деятельность с учетом уровня профессионализма и опыта работы выполняют 10 сотрудников, так что нагрузки, объем работы,  на каждого из нас выпадают весьма и весьма значительные.

    Как вы знаете, с 1 мая 2009 г. Федеральным законом № 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) деятельность по проверкам была сильно ограничена. Причем в первой редакции вопросы охраны памятников вообще не были учтены. В результате оперативных мер, предпринятых Росохранкультурой, 27 декабря 2009 г. в данный Закон были внесены поправки, и теперь причинение вреда памятнику или угроза причинения такого вреда включены в перечень оснований для проведения внеплановых проверок. Причем при необходимости принятия неотложных мер органы охраны памятников вправе приступать к внеплановой выездной проверке незамедлительно с извещением органов прокуратуры. Это очень важные для всех нас поправки и, поверьте, дались они Росохранкультуре не просто.

    Одной из главных функций в деятельности территориальных органов Росохранкультуры является контроль  полноты и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

    На настоящее время Управлением проверено пять органов государственной власти. Первая плановая проверка была проведена в Тульской области, в октябре 2009 года. В 1-ом полугодии 2010 года – во Владимирской, Калужской, Рязанской и Тамбовской областях.

    В целом осуществление полномочий на территориях субъектов юридически обеспечено.

    Во всех субъектах Российской Федерации, где проводились проверки государственных органов, осуществляющих переданные полномочия, есть законы об охране объектов культурного наследия. Законодательство субъектов соответствует федеральному, и переданные полномочия в целом отражены в нормативной правовой  базе.

    Разработка административных регламентов исполнения государственных функций, предусмотренных ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ.

    Проведенные Управлением проверки установили, что административные регламенты по исполнению ряда функций разработаны во Владимирской, Тамбовской и Калужской областях, проекты регламентов по исполнению почти всех функций разработаны комитетом по культуре и туризму Рязанской области, но  на момент проверки не утверждены, в Тульской - (на момент проверки) не разработаны.

    30.04.2013.

    banner